УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

 

Учителя отмечают, что первоклассники зачастую испытывают трудности в процессе обучения письму. Особенно серьезные проблемы возникают у детей с нарушениями речи, так как развитие тонких движений пальцев рук и развитие речи взаимосвязаны и взаимообусловлены. Более того, недостаточное развитие руки может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому необходимо, чтобы именно в дошкольном возрасте в легкой, доступной форме ребенок освоил первые навыки письма.

 

ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ.

 

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный, аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе.

 

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА

 

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

- неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «Щепотью», собрав пальцы горсточкой, рука сжата в кулак, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.

- неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;

- неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;

- неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;

- слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме ил рисовании;

- неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а так же их сочетание. В результате получаются на листе неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладевания письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать, что одним из факторов, осложняющих становление этого навыка, является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения пишущим предметом неправильная поза еще не закрепились.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные занятия.

Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько несложных приемов.

.Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше)

Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение, а затем и рисование крупных фигур, размером в одну треть листа, без отрыва руки.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек, а возможно, и для мальчиков, полезным и увлекательным занятием

является рукоделие: вышивание, вязание, макраме.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть трудностей в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

 

Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т.к. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании. Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.

Нередки случаи, когда ручная умелость недостаточно развита у дошкольников с вполне благополучной историей рождения и развития. Это случается, когда на протяжении дошкольного детства взрослые не придают значения правильной организации жизни ребенка, созданию условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений.

 

 

КОМПЛЕКС МЕР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУК

 

Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких, о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом, ручкой, чем их сверстники.

Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане способствуют развитию точности рук, учат дозировать усилия.

 

Огромная, если не ведущая роль в выполнении задачи формирования правильного навыка письма принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.