Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.

В строении артикуляционного аппарата можно выделить: губы, щеки, зубы, язык, твердое и мягкое небо. Мышечный тонус, подвижность, природное строение влияют на качество произношения.

Хочется отметить, прежде чем приступать к обучению детей упражнениям в игровой форме, необходимо проанализировать качество механизмов сосания, жевания, глотания. И уделить внимание этим процессам. Как правило, те дети которые плохо сосали в детстве, медленно жуют, плохо глотают, давятся, плохо грызут – имеют ярко выраженные нарушения в звукопроизношении. Таким детям необходимо не упрощать задачу, фиксировать внимание на этих процессах – учить грызть, жевать и др.

 

Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для гимнастики соблюдается определенная последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата. Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для того или иного звука, затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады.

 

Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребенка, им может даже нравиться «детская» речь ребенка. Они поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.

Чтобы отследить своевременное появление в речи ребенка звуков, необходимо обратиться к таблице, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

 

Время появления звуков (возраст)

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

Звуки

а о э

п б м

и ы у

ф в

т д н

г к х й

с з ц

ш ж

ч щ

р

л

 

Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками.

Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи, которая заключается в постановке и автоматизации звука.

В осуществлении речевого акта участвуют 3 «ступени»: кора головного мозга, двигательные пути, орган. В основном в процессах говорения задействованы:

- Слуховая область коры (височная доля), где происходит анализ звука и осуществляется понимание речи.

- Двигательная область коры (нижние лобные извилины), где происходит формирование продуктивной речи (лексика, грамматика).

- Теменная доля, где происходит анализ и фиксация раздражений от артикуляционного аппарата.

«Импульс говорения» возникает в коре головного мозга в ответ на раздражитель, подключает дыхательную систему, голосовые связки и ротовую полость.

Таким образом, становится понятным механизм возникновения звука, и его дальнейшая автоматизация. (Ляпидевский С.С. «Невропатология», Владос, 2000г.)