Из опыта работы музыкального руководителя Федосеевой Г.И.

Включение театрализованных игр в музыкальные занятия значительно обогащает процесс музыкального воспитания дошкольников с общими нарушениями речи. Учитывая особенности таких детей, сложность восприятия и воспроизведения ими услышанного и увиденного, театрализованные игры помогают активизировать их, способствуют творческому взаимодействию детей друг с другом, с педагогом, дают возможность ощутить радость творчества.

В процессе освоения музыкально - театрализованных игр обогащается словарный  запас детей, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон, развивается  фантазия, воображение , память.

Благодаря ритмичности, эмоциональной и двигательной насыщенности театрализованные игры помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

Так в младших группах детского сада можно использовать народные  потешки  для развития мелкой моторики (Например «Ладушки», «Пальчик -  мальчик, где ты был?»,  «За грибами», «Куй, куй, молоток», «Сорока- ворона», «Петушок» ).

Нельзя не отметить также оздоровительную направленность данного вида деятельности ( общеразвивающие музыкально- игровые  упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса). Например: «Сороконожка», , «Комарики», «Самовар», «Жучки», «Надуваем воздушный шарик».      На занятиях я часто использую пальчиковые игры, а известно, что по насыщенности акупунктурными  зонами кисть не уступает уху и стопе. Особенно нравятся детям следующие игры: «Маленькая мышка», «Ягодки», «Домик», «Ладушки- ладошки», «Мы платочки постираем», «Капитан». Приведу пример – пальчиковая игра с пением для младшей и средней групп детского сада «Лодочка».

Дети соединяют ладошки в виде лодочки и покачивают ими  вправо-влево. Поют:    «Две ладошки я сложу и на лодке поплыву.

                 Позову с собой котят.                / призывно машут кистями рук /

                 «Мяу!»- котики кричат,            / выпускают коготки-царапки /

                  «Мы промокли!»                      / «стряхивают» воду /

                   Позову с собой тигрят.

                  «Р-р-р-р!» - тигрята говорят,    /выпускают коготки /

                   «Мы промокли!»                        / «стряхивают» воду /

В своей работе я использую также музыкально - игровые упражнения для развития мимики и жеста, такие, как «Зеркало», «Весёлые обезьянки», «Зонтик», «Пальма».

Помимо музыкально- игровых упражнений большие возможности для коррекции личностного развития дошкольников с недоразвитием речи  дают  такие формы, как  игры- драматизации,  инсценировки, постановки спектаклей, которые как правило имеют литературную или фольклорную основу. Русский фольклор- это поистине неиссякаемый источник для развития творческого начала в ребёнке. Многие песни отличаются яркой образностью, имеют сюжетное развитие, а, следовательно, могу быть инсценированы , как например песня- игра «Махоня» , записанная  в Брянской области .

В процессе постановок у детей развиваются все компоненты, функции и формы речевой деятельности, а также происходит развитие коммуникативных качеств личности, создаётся положительный эмоциональный настрой, снимается психологическое напряжение.      Детские постановки отличаются по художественному оформлению, а главное, по специфике театрализованной деятельности дошкольников. В одних ребята выступают как артисты, в других как музыканты, кукловоды, костюмеры, зрители или художники- оформители.

Так при постановке кукольного спектакля по русской народной сказке «Теремок» часть детей управляла куклами бибабо за ширмой, а остальные ребята, музыканты, обеспечивали звуковое сопровождение сказки. Каждому персонажу соответствовал свой музыкальный инструмент, сопровождавший  появление героя. Оркестр озвучивал также сцену разрушения теремка, строительства нового, сцену общего ликования. Роль музыкантов в итоге оказалась не менее важной, ответственной, яркой, а главное, все дети группы были вовлечены в творческий процесс и получали от него удовольствие.

Воспитанники младших  групп с увлечением разыгрывают сценки, сказки посредством настольного театра, который имеет множество разновидностей , это театр на плоской картинке, конусный, театр игрушки (самодельной или готовой).   Не оставляет равнодушными  детей театр кружек. Репертуар настольного театра- русские народные сказки для самых маленьких, такие, как «Кот, Петух и Лиса», «Маша и Медведь»,  «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба».

С большим интересом ребята участвуют в постановках  русских народных сказок «Коза-дереза», «Заюшкина избушка», «Репка», «Гуси- лебеди», которые конечно же сопровождались музыкой, пением, танцами.